Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Нижний Новгород,

пл. Минина и Пожарского, 2/2

Вт.-Вс. 11:00 - 19:00

Чт. 12:00 - 20:00

Пн. выходной

ngvk@mail.ru

+7 (831) 439-09-71

Обратная связь

25 января 2019 - 10 марта 2019

Распечатать

Владимир Богданов. Персональная выставка

25 января состоится открытие персональной выставки классика российской фотографии ВЛАДИМИРА БОГДАНОВА

12+

     Галерея «Ардженто» (Нижний Новгород) и Нижегородский государственный выставочный комплекс представляют  масштабную ретроспективу выдающегося современного фотографа Владимира Богданова. В экспозицию вошли 93 фотографии, созданных Богдановым в 1960-е — 2000-е годы.

     Владимир Богданов родился в 1937 году. Начало его творческой деятельности совпало с хрущевской «оттепелью». Впервые за долгое время у художников, писателей, поэтов, фотографов появилась возможность отойти от канонов сталинского соцреализма, чтобы рассказать истории самых обычных людей. На смену официозу и пафосу приходит гуманизм. Фотография становится массовым увлечением. В середине 1950-х годов при Клубах и Домах культуры один за другим открываются фотокружки. В 1955 году, ещё будучи студентом Текстильного института, Владимир Богданов вступает в одно из первых в стране объединений фотолюбителей при Выборгском Дворце культуры — ленинградский фотоклуб ВДК.  Там на танцах играл джаз-оркестр Иосифа Ванштейна. Снимал музыкантов, они покупали фотографии по 15 копеек. Однажды приехали  из Америки журналисты джазового журнала, и Ванштейн  отдал им пачку фотографий. Так первая  публикация Богданова случилась не в СССР, а в Америке. 

     Удачная съемка выступления Булата Окуджавы на Дне поэзии в Ленинграде стала его пропуском в газетный мир. Эти фотографии не напечатали, тогда Окуджава был в опале, но разошлись по всему городу и дальше. Его взяли в «Смену», потом в «Ленинградскую правду». Редакционные съемки привлекали возможностью пойти-поехать куда-то и снимать все, что по ходу попадало в поле зрения.  Тогда же он снял свою «визитку» — «Не  мое собачье дело». Любимое хобби Владимира Богданова становится его профессией.  Здесь он познакомился со своим кумиром Виктором Якобсоном, подружился с Олегом  Макаровым. Зав. отделом иллюстрации, легендарный  Юлий Абрамович Гальперин много раз мог уволить его, но только по-отечески журил. И сказал  сокровенную пророческую  фразу,  которая запомнилась. В 1969 г. — переехал в Москву. Работал в «Комсомольской правде», «Труде», «Советской России», а с 1976 года — в «Литературной газете». Сбылось пророчество Гальперина: «Володя, с  Вашими темпами  работать надо  в «Литературной газете»,  она один раз в неделю  выходит».  В «Литературке» Богданов проработал почти  четверть века.   

     Известность фотографу принесли портреты его знаменитых современников — Лили Брик, Булата Окуджавы, Фаины Раневской, Мстислава Ростроповича, Арсения Тарковского, Михаила Горбачёва, Андрея Сахарова. Не менее интересны и значительны портреты никому не известных людей — влюблённых, случайных прохожих, участников протестных митингов, детей и стариков — всегда неожиданные, непредсказуемые и живые.

     Владимир Богданов — один из самых ярких представителей street photography, «уличной фотографии». Что бы ни попадало в объектив его фотокамеры — московские дворики, волшебные набережные родного Ленинграда, переулки и улицы Вологды и Нижнего Новгорода — всё оказывалось исполненным смысла и непоказного счастья бытия. Творчество Владимира Богданова — образец свободной гуманистической фотографии, в центре внимания которой — не масса, не коллектив, но — отдельный человек.

Эффект Богданова

     Я учился в Ленинграде и присматривался к Городу и его обитателям. Написать хоть что-то я смог лишь когда впитал его и их, вжился и оброс друзьями питерцами. Когда восторг стал плавным и обыкновенным состоянием, не  замечаемым в обычной жизни. А фотографировал с отвагой, и никому не показывал, потому снятое мной было не сопоставимо с фотографиями тех, кого я сразу выделил – Витя Якобсон, Валя Брязгин и Володя Богданов.  Из этой достойной троицы ближе всех был Володя, хотя с Якобсоном мы сделали две книжки и я не перестаю восхищаться его мастерством. Теперь уже по памяти. Он был великолепный газетчик. С лирическим уклоном. Насколько это было возможно в «Правде». Брязгин явился мне примером ненавистного словосочетания «фотохудожник». Однако мастер был незаурядный и умел так снять и обработать изображение Города, что оно просилось в иллюстрацию или в раму на стене.

     Володя Богданов духовно и душевно совпадал и совпадает до сих пор с моим представлении о «невмешательства портрета в жизнь живого человека». Его фотография тактична и дает представление не только о герое, (а снял он великое множество людей эпохи), но и об отношении питерского интеллигента Владимира Богданова о них. Не скажу, что всех своих героев он любит, но всех щадит. Он не пользуется властью фотографа над проживающим мимо человеком. Он терпеливо ждет, когда тот подаст Богданову неосознанный сигнал: «Снимай, я сейчас тот, кого ты ждешь.»

     Подчиняясь этому подсознательному диктату, Володя словно лишается выбора, потому что талант художника-наблюдателя мимо его воли решает, какой Момент останется на снимке. И, разумеется, за мастером Богдановым остается то, что отличает искусство от ремесла – отбор. Этот отбор дает нам радость прикосновения к другим жизням и жизни самого Владимира Богданова, за которым я наблюдаю много лет.

     И восхищаюсь.

     И восхищаюсь!

 

     Юрий Рост

 

 Выставка работает с 25 января по 10 марта 2019 г. 

Дата публикации: 09 января 2019

Комментарии отсутствуют