Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Парфён Парфёнович Черникович. К 95-летию со дня рождения.

Главная » Новости » Парфён Парфёнович Черникович. К 95-летию со дня рождения.
25
декабря
Парфён Парфёнович Черникович. К 95-летию со дня рождения.

25 декабря в 14.00 в Нижегородском государственном выставочном комплексе состоится открытие выставки произведений Народного художника России Парфёна Парфёновича Черниковича (1920-2011 гг.).

На выставке в НГВК представлено 39 произведений косторезного искусства, каждое из которых является абсолютно уникальным и неповторимым.

Парфён Парфёнович Черникович

1920-2011

 Парфён Парфёнович Черникович родился 2 ноября 1920.

Бурные события послереволюционного времени, независимый характер отца предопределили его непростую биографию.

К моменту событий коллективизации хозяйство Черниковичей считалось середняцким, трудом уже не очень молодых, но опытных и трудолюбивых родителей удавалось получать неплохой доход и от земли, и от пасеки.

Вступив в колхоз, родители быстро поняли, что на такую скудную оплату их семья (у них было уже три ребенка) просто не выживет и впереди их ждет голодная смерть.

Черниковичи решаются на серьезный шаг – выходят из колхоза и пытаются выжить другим способом. К тому времени отец хорошо владел ремеслом плотника и надеялся им прокормить свою семью.

Для подобных смельчаков у советской власти были свои методы «поощрения» – переселение в отдаленные края страны.

Так семья Черниковичей оказалась в спецпоселении Рожево Холмогорского района Архангельской области.

Старшему сыну Парфёну было 15 лет, за плечами осталась семилетка в белорусской школе, которую он закончил с отличными оценками, работа с отцом в леспромхозе.

Парфён понимал, что надо найти своё место в жизни и, конечно, продолжать учиться. Попытка поступить в Емецкое педагогическое училище провалилась. Несмотря на отличные оценки на вступительных экзаменах, приемная комиссия отказала в зачислении на учебу.

В последующей жизни Парфён Парфёнович Черникович много раз будет сталкиваться с подобной несправедливостью в оценке своего труда и таланта. Но будет и везение на хороших людей, и признание.

Пожалуй, главная удача в его жизни – само существование неподалеку, в селе Ломоносово, знаменитого в прошлом центра косторезного промысла и открытой в 1930 году Холмогорской профессионально-технической школы художественной резьбы по кости имени Ломоносова. Там же с 1933 года существовала Холмогорская косторезная артель.

Это было время возрождения народных промыслов по всей стране, существовала государственная программа по организации производства и по подготовке кадров во всесоюзном масштабе, в том числе по развитию Холмогорского косторезного промысла.

Поступив в профтехшколу, Парфён сразу же понял, что нашел свою дорогу в жизни. Став одним из лучших учеников, ещё студентом и до призыва в армию он создавал авторские произведения, участвовал в совместном труде над заказными вещами, которые получали высокие оценки искусствоведов, использовались в качестве памятных подарков высокопоставленным лицам, экспонировались на всероссийских выставках и конкурсах.

В 1941 году Парфён был призван в ряды Красной Армии. Во время войны участвовал в боях под Старой Руссой, Демьянском, Новгородом. Получил тяжелое ранение и провел в госпиталях около девяти месяцев. После демобилизации и возвращения домой с инвалидностью долгих полтора года не мог приступить к своей любимой работе. Выздоравливал медленно, через боль занимаясь простым крестьянским трудом – обрабатывал землю, косил, заготовлял дрова.

Первое большое произведение мастера – ваза «Север» – сразу же поставила его в ряд наиболее талантливых холмогорских мастеров. Эта вещь была отмечена грамотой ЦК ВЛКСМ и первой премией Всесоюзного конкурса резьбы по камню, кости и дереву (Москва, 1945) и преподнесена в дар президенту США Ф. Рузвельту от Советского правительства.

Окрылённый первым настоящим творческим успехом, Парфён едет в Москву, где впервые в жизни по-настоящему погружается в изучение мировых и русских образцов искусства, посещает музеи, с головой уходит в планы по созданию новых интересных творческих изделий.

Следующая большая работа – кубок «Победа» (1946) – из мамонтовой кости с изображением батальных сцен и портретов маршалов Советского Союза отнесена экспертной комиссией к числу уникальных художественных произведений.

Последующие годы работы в артели (позднее – Ломоносовской фабрике художественной резьбы по кости) принесли много творческих достижений и побед. Парфён Парфёнович по праву считался ведущим художником промысла, занимал пост художественного руководителя артели. Сделано много заказных работ для лучших музеев страны и большое количество образцов для постановки на производство.

В 1958 году произошло событие, засвидетельствовавшее факт международного признания творчества мастера и тем самым поднявшее престиж всего холмогорского промысла. Для участия на Всемирной выставке в Брюсселе после тщательного отбора на всех уровнях была послана шкатулка Черниковича «Север» («Поездка на оленях»), за которую художник получил диплом и серебряную медаль.

Дом в селе Ломоносово, где жил Парфён Парфёнович с семьей, был центром притяжения творческих сил, здесь часто бывали местные художники и многие деятели культуры страны, которых влекли родина М.В. Ломоносова и знаменитый холмогорский промысел.

Тем временем страна переживала новые времена, в том числе и в области искусства. Естественные процессы освоения новых идей, перехода на новые принципы декора «ускорялись» государственными «опекунами» холмогорских косторезов – мастерами и искусствоведами Института художественной промышленности в Москве.

В 60-е годы стало нарастать противоречие планового и творческого начала в организации производственного процесса фабрики, обострилась проблема сосуществования «вала» и «шедевров».

В эти же годы выросло и стало заявлять о себе новое поколение талантливых холмогорских мастеров, претендующих на такое же высокое признание, каким пользовались уже опытные художники.

Парфён Парфёнович всегда имел решительный неуступчивый характер, был твёрд и последователен в поступках, принципиален в своих творческих взглядах. Это помогало ему добиваться больших высот в искусстве. Эти же качества вкупе с изменением условий для творчества на фабрике привели к решению круто изменить свою творческую биографию.

В 1968 году по приглашению начальника Управления художественных помыслов облисполкома Парфён Парфёнович с семьёй переезжает в город Горький.

Открылось большие возможности для применения творческих и организаторских способностей художника. Горьковская область не имела на тот момент косторезных традиций, а Управление художественных промыслов целенаправленно работало над созданием в крае нового промысла.

Со свойственными ему энергией и творческим подходом к делу решал Черникович ответственную задачу организации в Варнавине косторезного промысла. Подготовка производства, кадров мастеров-косторезов, фонда образцов для производства – эти и другие вопросы, связанные с новым промыслом составляли постоянную его заботу в 1970-е годы.

Предстояло решить, может быть, главную творческую задачу в жизни – создать с нуля не только косторезный промысел, но и его художественный стиль.

Соединив виртуозную холмогорскую технику ажурной и рельефной резьбы с творчески переработанными элементами деревянной и каменной резьбы и различных нижегородских росписей мастеру удалось выработать новый синтетический холмогорско-нижегородский стиль. Он же лег в основу творчества варнавинских косторезов, которые самостоятельно развили его в лучших работах теперь уже всемирно известного нижегородского варнавинского промысла.

Работа Парфёна Парфёновича на нижегородской земле принесла мастеру много творческих удач и большое признание.

В Нижнем Новгороде ему были присвоены почётные звания заслуженного, а затем – народного художника России.

Лучшие его работы нижегородского периода были признаны сообществом мастеров и искусствоведов и, как и прежде, пополняли собрания музеев страны. Несколько вещей поступило в Эрмитаж.

На посту начальника художественного отдела проектно-конструкторского бюро Управления художественных промыслов (70-е годы) Парфён Парфёнович много сделал для развития традиционных нижегородских промыслов, принимая участие в разработке, отборе лучших образцов и способствуя постановке их на производство.

Мастер прожил долгую творческую жизнь. Над созданием своих произведений он трудился и в преклонном возрасте, пока позволяло зрение. Последняя работа была закончена в 2008 году. В 2011 году художника не стало.

Свыше 100 творений мастера хранятся более чем в 16 музеях нашей страны, в нескольких зарубежных музеях. Много работ подарено и находится в частных коллекциях.

Николай Чугунов.