Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Ясновидец человеческой души - Ф.М. Достоевский

Главная » Новости » Ясновидец человеческой души - Ф.М. Достоевский
25
декабря
Ясновидец человеческой души - Ф.М. Достоевский
Ясновидец человеческой души - Ф.М. Достоевский
Выставка
С 25 декабря 2015 до 24 января 2016

Гравюра XIX-XXI вв. из собрания В.Г. Беликова  (г. Москва)

Вернисаж 25 декабря сего года в 16-00 ч.

Почти двести лет прошло со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Великий художник, пророк и провидец, психолог и мыслитель сегодня для специалистов и читателей во многом является загадкой. Каждая эпоха, каждое поколение читает и постигает Достоевского заново. Его произведения раскрывают проблемы человека и общества в трагических их проявлениях, в событиях, которые он пророчески предугадал.

Представленную выставку можно рассматривать и как дань памяти гениальному соотечественнику, и как приобщение к удивительному и такому неброскому виду изобразительного искусства – гравюре. На примере этой скромной экспозиции организаторы пытались показать творческие возможности гравюры в различных ее техниках. Замечательные художники, используя весь широкий знаковый спектр гравюры, в предметно-реалистических и абстрактно-символических образах доносят до зрителя свое понимание мыслей и идей писателя.    

На выставке показаны работы художников-графиков  XIX-XXI веков. Чаще всего они обращались к «великому пятикнижию» писателя: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток», «Бесы». Специфика книжной иллюстрации предполагает создание графических серий (сюит), что и демонстрируется на выставке. На примере отдельных сюит интересно проследить, как на протяжении нескольких поколений под влиянием традиций,  различных социальных условий и, увы, идеологических установок трактовались идеи романов писателя: жанровый характер листов плодовитого Николая  Каразина (1892г.), реалистические гравюры Николая Алексеева, выполненные в эпоху непризнания и осуждения Достоевского (1927г.), ксилографии Федора Константинова 40-х годов, во времена гонения на формалистов  в  искусстве.

Но уже во второй половине XX века, века, пережившего революции и мировые войны, художники начинают воспринимать Достоевского как  пророка и провидца (хотя, конечно, русские философы писали об этом ещё на рубеже веков). Они  передают весь трагизм человека и возможный апокалипсис  человечества. На основе, казалось бы, частных человеческих судеб и коллизий графики «рисуют» нам нерв  и боль современного мира. Таковы, на мой взгляд, сюиты Ильи Грекова (Франция), Станислава Косенкова, Алексея Ушина, Инны Энтиной. Хочется выделить цветные ксилографии Анатолия Калашникова, который экспрессией, напряженностью и динамикой резца передает психологизм текстов писателя (как верно отметил С.Цвейг, романы Достоевского «давно уже не литература, а какие-то тайные знаки, пророческие звуки, прелюдии и пророчества мифа о новом человеке…»). В символико-аллегорическом  ключе выполнены работы Бориса Заборова и Александра Лаврухина. Фантасмагорией веет от листов Виктора Вильнера и Арона Зинштейна. Интересны отдельные работы классиков графического искусства Ильи Богдеско, Андрея Гончарова, Владимира Минаева, Марии Чураковой.

Художников волнует и образ самого писателя, в котором воплощены черты характера многих его персонажей. Галерея портретов Достоевского открывается двумя работами Виктора Боброва (1881г. и 1883г.), выдающегося мастера резцовой гравюры конца XIX века, и ставшей уже хрестоматийной ксилографией Владимира Фаворского (1929г.). Интересны портреты, выполненные в различных гравюрных техниках Анатолием Калашниковым (цветная ксилография), Ароном Зинштейном (сухая игла), Юрием Космыниным (ксилография), Вячеславом Морковиным (меццо-тинто), Станиславом Косенковым (линогравюра), Юрием Могилевским (линогравюра). Что объединяет иконография Достоевского: в лучших портретах мы видим мыслителя, погруженного в себя, сосредоточенного, сомневающегося,  страдающего, - кажется, что писатель принял на себя всё зло и безумие мира, мечтая создать образ «положительно прекрасного человека».

 В целом, несмотря на извинительную фрагментарность и лоскутность, выставка, включающая 134 произведения, позволяет прикоснуться к наследию нашего великого соотечественника через творчество художников-графиков.