Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.Скульптор Леонид Баранов, его друзья и герои.

Главная » Новости » СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.Скульптор Леонид Баранов, его друзья и герои.
04
декабря
СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.Скульптор Леонид Баранов, его друзья и герои.

4 декабря 2014 г. в 16.00 открывается выставка «Своевременное искусство. Скульптор Леонид Баранов, его друзья и герои».

Участники: Андрей Балашов, Леонид Баранов, Наталья Баранова, Владимир Брайнин, Ольга Булгакова, Александр Бурганов, Сергей Гета, Наталья Глебова, Ольга Гречина, Валерий Евдокимов, Дмитрий Жилинский, Виктор Калинин, Виктор Корнеев, Мария Красильникова, Иван Лубенников, Сергей Мильченко, Наталья Мурадова, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ксения Нечитайло, Иван Николаев, Михаил Переяславец, Константин Победин, Игорь Пчельников, Александр Рукавишников, Юрий Рысухин, Олег Савостюк, Тимур Сажин, Александр Ситников, Владимир Соскиев, Ирина Старженецкая, Александр Суворов, Дмитрий Тугаринов, Константин Худяков, Зураб Церетели, Александр Цигаль, Анатолий Чечик.

Л.М. Баранов родился в Москве в 1943 году. Выпускник Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова, которое окончил в 1968 году (мастерская Н.В. Томского, руководители – М.Ф.Бабурин и Д.Д. Жилинский). С 1969 года - член Союза художников СССР, с 1966 года - участник многих российских и зарубежных выставок.

Уже в начале 1970-х годов Л. Баранов вошел в историю отечественного искусства своими одухотворенными образами известных личностей русской истории и культуры. Его работы отмечены самостоятельностью художественного почерка и неповторимой индивидуальностью трактовки исторического портрета, а также запоминающимися экспериментами с пространственными решениями скульптурных экспозиций. За сорок лет творческой деятельности ему удалось создать уникальный мир образов, ориентированных на ценности высокого искусства. До сих пор он остается верен своей главной теме – поэтической интерпретации образов великих деятелей истории, науки и культуры. Изысканная авторская лепка, использование свойств различных материалов и вкус к магической вещественности скульптуры придают особое качество его произведениям. Его постоянная способность к обновлению форм, пластического языка скульптуры, обретению новых сюжетов, творческая фантазия оказывают благотворное влияние на художественный процесс.

Среди галереи героев Баранова – портреты Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Суворова, Радищева, Салтыкова-Щедрина, Мусоргского, Глинки, Чайковского, Чехова, Прокофьева, Шостаковича, Грабаря. Особое место занимают образы Петра I, Екатерины II и Павла I.Некоторым своим героям он посвящает целые циклы, обращаясь к ним многократно и продолжая осмыслять их образы на протяжении всего творческого пути.

Обширен и ряд портретов наших современников, отличающихся большой достоверностью, индивидуальным сходством. Скульптор мастерски передает отличительные черты творческой личности – одухотворенность и дерзновенность, например, портрет академика, физика Николая Басова. Несомненной творческой удачей скульптора стали памятники Петру I в Роттердаме (1997) и Достоевскому в Баден-Бадене (2004). Высокой оценки удостоились созданные им памятники – скульптурная группа «Московские архитекторы XYIII Василий Баженов и Матвей Казаков» для дворцово-паркового ансамбля «Царицыно» (2007), скульптурная группа «Петр I и Николай Бидлоо” (2008, Главный военный госпиталь им.Н.Н.Бурденко) и многие другие.

За последние годы Леонид Баранов провел целый ряд персональных выставок в Москве и других городах страны, внося заметное разнообразие в их составы и пространственные решения с учетом особенностей мест экспонирования. Идея привлечения произведений других художников каждый раз обогащала эти выставки, расширяла каждое персональное выставочное событие до масштаба явления, занимающего определенное место в художественной панораме нашего времени.

На этой выставке скульптор предлагает вместе с некоторой ретроспекцией своих работ посмотреть на параллельные пути эволюции творчества близких ему мастеров, среди которых: живописцы - Владимир Брайнин, Ольга Булгакова, Ольга Гречина, Дмитрий Жилинский, Виктор Калинин, Мария Красильникова, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ксения Нечитайло, Игорь Пчельников, Олег Савостюк, Александр Ситников, скульпторы – Зураб Церетели, Александр Бурганов, Валерий Евдокимов, Михаил Переяславец, Александр Рукавишников, Владимир Соскиев, Александр Цигаль, графики – Сергей Гета, Константин Победин, Александр Суворов и другие.

Со многими из них Баранов знаком со студенческой скамьи и испытывает к ним неизменное чувство заинтересованного ценителя. С кем-то из экспонентов близость обнаружилась в последние годы. Получился хотя и не очень обширный, но весьма точный срез профессионального художественного творчества, охватывающий основные стилистические доминанты. То есть речь идет о Большом стиле, органически ставшем основной тенденцией обновленной Российской академии художеств.

Приглашенные мастера представлены как работами раннего периода - 1970-х -1980-х годов, так и последних лет. Такой состав экспозиции демонстрирует устойчивость возникшего в нашей стране в 1970-е годы художественной тенденции, позволявшей свободные путешествия по всем векам от античности и ренессанса до экспрессионизма и сюрреализма. Самоидентификация всегда имела для художников этого ряда значение умышленно принятой роли и искусно выбранной маски, которая помогала говорить о важных вещах иносказательно, смиряя их пафос и приближая к человеку. Использование в целях выразительности и образной метафоричности узнаваемых адресов классической истории искусства дает возможность сообщать произведениям дополнительные смыслы, которые рассчитаны на долгую жизнь их творений, а не на сиюминутный эффект. Даже работа, возникающая как отклик на что-то произошедшее в современной жизни, как взгляд автора через призму узнаваемых художественных адресов придавал этим событиям значительность исторического масштаба и превращал бытовой сюжет в формулу человеческой жизни. В этой среде неизменно происходил обмен образами и подпитка друг от друга. Поэтому на выставке представлены как старшие по возрасту, как, например, учитель самого скульптора и многих живописцев его поколения – Дмитрий Жилинский, так и более младшие коллеги скульптора.

 

В Нижний Новгород привезут 137 работ 38 авторов.