График работы Выставочного комплекса на время проведения Чемпионата мира по футболу (до 15 июля)

подробнее
Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Нижний Новгород,

пл. Минина и Пожарского, 2/2

Вт.-Вс. 11:00 - 19:00

Чт. 12:00 - 20:00

Пн. выходной

ngvk@mail.ru

+7 (831) 439-09-71

Обратная связь

04 декабря 2014 - 15 февраля 2015

Распечатать

СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.Скульптор Леонид Баранов, его друзья и герои.

Л.М. Баранов родился в Москве в 1943 году. Выпускник Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова, которое окончил в 1968 году (мастерская Н.В. Томского, руководители – М.Ф.Бабурин и Д.Д. Жилинский). С 1969 года - член Союза художников СССР, с 1966 года - участник многих российских и зарубежных выставок.

Уже в начале 1970-х годов Л. Баранов вошел в историю отечественного искусства своими одухотворенными образами известных личностей русской истории и культуры. Его работы отмечены самостоятельностью художественного почерка и неповторимой индивидуальностью трактовки исторического портрета, а также запоминающимися экспериментами с пространственными решениями скульптурных экспозиций. За сорок лет творческой деятельности ему удалось создать уникальный мир образов, ориентированных на ценности высокого искусства. До сих пор он остается верен своей главной теме – поэтической интерпретации образов великих деятелей истории, науки и культуры. Изысканная авторская лепка, использование свойств различных материалов и вкус к магической вещественности скульптуры придают особое качество его произведениям. Его постоянная способность к обновлению форм, пластического языка скульптуры, обретению новых сюжетов, творческая фантазия оказывают благотворное влияние на художественный процесс.

Среди галереи героев Баранова – портреты Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Суворова, Радищева, Салтыкова-Щедрина, Мусоргского, Глинки, Чайковского, Чехова, Прокофьева, Шостаковича, Грабаря. Особое место занимают образы Петра I, Екатерины II и Павла I.Некоторым своим героям он посвящает целые циклы, обращаясь к ним многократно и продолжая осмыслять их образы на протяжении всего творческого пути.

Обширен и ряд портретов наших современников, отличающихся большой достоверностью, индивидуальным сходством. Скульптор мастерски передает отличительные черты творческой личности – одухотворенность и дерзновенность, например, портрет академика, физика Николая Басова. Несомненной творческой удачей скульптора стали памятники Петру I в Роттердаме (1997) и Достоевскому в Баден-Бадене (2004). Высокой оценки удостоились созданные им памятники – скульптурная группа «Московские архитекторы XYIII Василий Баженов и Матвей Казаков» для дворцово-паркового ансамбля «Царицыно» (2007), скульптурная группа «Петр I и Николай Бидлоо” (2008, Главный военный госпиталь им.Н.Н.Бурденко) и многие другие.

За последние годы Леонид Баранов провел целый ряд персональных выставок в Москве и других городах страны, внося заметное разнообразие в их составы и пространственные решения с учетом особенностей мест экспонирования. Идея привлечения произведений других художников каждый раз обогащала эти выставки, расширяла каждое персональное выставочное событие до масштаба явления, занимающего определенное место в художественной панораме нашего времени.

На этой выставке скульптор предлагает вместе с некоторой ретроспекцией своих работ посмотреть на параллельные пути эволюции творчества близких ему мастеров, среди которых: живописцы - Владимир Брайнин, Ольга Булгакова, Ольга Гречина, Дмитрий Жилинский, Виктор Калинин, Мария Красильникова, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ксения Нечитайло, Игорь Пчельников, Олег Савостюк, Александр Ситников, скульпторы – Зураб Церетели, Александр Бурганов, Валерий Евдокимов, Михаил Переяславец, Александр Рукавишников, Владимир Соскиев, Александр Цигаль, графики – Сергей Гета, Константин Победин, Александр Суворов и другие.

Со многими из них Баранов знаком со студенческой скамьи и испытывает к ним неизменное чувство заинтересованного ценителя. С кем-то из экспонентов близость обнаружилась в последние годы. Получился хотя и не очень обширный, но весьма точный срез профессионального художественного творчества, охватывающий основные стилистические доминанты. То есть речь идет о Большом стиле, органически ставшем основной тенденцией обновленной Российской академии художеств.

Приглашенные мастера представлены как работами раннего периода - 1970-х -1980-х годов, так и последних лет. Такой состав экспозиции демонстрирует устойчивость возникшего в нашей стране в 1970-е годы художественной тенденции, позволявшей свободные путешествия по всем векам от античности и ренессанса до экспрессионизма и сюрреализма. Самоидентификация всегда имела для художников этого ряда значение умышленно принятой роли и искусно выбранной маски, которая помогала говорить о важных вещах иносказательно, смиряя их пафос и приближая к человеку. Использование в целях выразительности и образной метафоричности узнаваемых адресов классической истории искусства дает возможность сообщать произведениям дополнительные смыслы, которые рассчитаны на долгую жизнь их творений, а не на сиюминутный эффект. Даже работа, возникающая как отклик на что-то произошедшее в современной жизни, как взгляд автора через призму узнаваемых художественных адресов придавал этим событиям значительность исторического масштаба и превращал бытовой сюжет в формулу человеческой жизни. В этой среде неизменно происходил обмен образами и подпитка друг от друга. Поэтому на выставке представлены как старшие по возрасту, как, например, учитель самого скульптора и многих живописцев его поколения – Дмитрий Жилинский, так и более младшие коллеги скульптора.

 

В Нижний Новгород привезут 137 работ 38 авторов.

Дата публикации: 04 декабря 2014

Комментарии отсутствуют