Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Елена Березина "Пространство для ассоциаций"

Главная » Новости » Елена Березина "Пространство для ассоциаций"
29
февраля
Елена Березина "Пространство для ассоциаций"

Персональная выставка

Елена Анатольевна Березина родилась в Казани в 1962 году. Окончила Харьковский художественно-промышленный институт в 1986 году. Член Союза художников России с 1998 года, член международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО, Член творческого объединения «Ирида» (г. Москва), Член New York's fine art community. С 1987 г. Елена Анатольевна является постоянным участником групповых областных, всероссийских и международных выставок. Персональные экспозиции показаны в 2004-2006 годах на различных выставочных площадках Нижнего Новгорода. Березина награждена Дипломом Первого Международного салона искусств "Путь единства" (2009 г.), Медалью "Талант и призвание" Всемирного альянса "Миротворец" (2009 г.), Золотой медалью "Золотой орел" New York Realism Faine Art в категории Fantasy (2011 г.).

Работы Елены Березиной находятся в музеях Италии, Сербии, Хорватии, а также в частных коллекциях в России, Германии, США, на Кипре, в Египте, Израиле, Франции, Сербии, Греции, Бельгии.

Свое участие в выставках начинала как график, работая в качестве книжного иллюстратора и мастера шаржа. Создала много произведений в технике пастели. Был в творчестве художника и период увлечения акварелью. В последние годы пишет преимущественно маслом.

Тематика творчества Елены Березиной самая разнообразная. Традиционные жанры - портрет, натюрморт, пейзаж - сосуществуют с работами, наполненными сложными ассоциациями. Умение синтезировать в своем искусстве различные формы, жанры и стили, виртуозно манипулировать необходимыми материалами и техниками соединяется с даром мыслить универсальными образами и художественными символами.

Многие сюжеты Елена черпает из понятийного мира естественных наук. Автор художественно осмысляет такие термины как «пространство», «волна», «фрактал», «время». Реальное пространство занимает художника и как физическая категория и как символическая форма, метафора нашего метафизического, внутреннего пространства. Потому иллюзорность, игра со зрительным восприятием, бесконечные отражения, зеркала — закономерные мотивы в творчестве Елены Березиной («Пространство для игры»). Время — еще одна важная для автора координата жизни, которая, тем не менее, довольно сложна для выражения средствами живописи. Само движение, как таковое, часто выражается у художника знакомыми метафорами, например, изображением коней («Бег Времени», «Пространство и время»). В многоплановой картине «Бег Времени» помимо основной темы звучат мотивы человеческих взаимоотношений, любви, ревностного стремления соревноваться, лидировать — табун коней, несущийся перед глазами главного героя, олицетворяет все эти аспекты отношений между людьми. В борьбу за лидерство и сумасшедшую скорость жизни вплетается нить любовных переживаний, одиночества, невозможности сближения: оконное стекло, превращаясь в бурную реку, отделяет золотистую фигурку отбившегося коня от его от любимой и «соплеменников», бегущих на переднем плане.

«Загадка Мандельброта» — работа, посвященная красоте фрактальных объектов и одновременно недавно скончавшемуся американскому математику Бенуа Мандельброту. Красота и симметрия, предусмотренные природой, открываются здесь во всей полноте. Описание Вселенной входит в арсенал авторских тем Елены Березиной («Taurus», «Пространство и время»). Фракталы как самоподобная структура обладают неотразимым обаянием для художника — они завораживают своей декоративностью, как цветные стекла в детском калейдоскопе.

Кроме фундаментальных понятий, описывающих действительность и задающих координаты для нашего зрительного восприятия, таких как «пространство», «движение», важной областью отображения для автора являются звук и волна. Музыка — одна из ведущих тем в работе Елены Березиной. Художника волнует связь музыки с миром воображения, и одновременно ее реальная, волновая природа, протяженность во времени. Елена не раз пробовала импровизировать вместе с музыкантами, плодами таких совместных сессий стали, например, портрет скрипачки («Импровизация»), триптих «Мелодии цветочных ароматов» и серия пастельных импровизационных набросков. В этих опытах наиболее полно проявляется графический дар художника. Впечатления от музыки опосредованно выражаются в работах, посвященных художественному творчеству в целом, а также картинах и набросках, посвященных танцу.

Танец, как возможность выражения движения, и одновременно способ пластически обозначить музыку, как соединение пространственной и временной координат, не мог не заинтересовать художника. Избыточность, эмоциональность и экспрессивность танца выражается и в ярких цветах, которые выбраны для повествования, и в композиционных приемах. Так, в «Moulin Rouge» и «Цыганах» («Душа — цыганское раздолье») автор приближает передний план настолько, чтобы вовлечь нас в действо, захватить нас. Серия работ, посвященных танцу, отличается особой экспрессивностью движения, яркостью палитры. Все это призвано подчеркнуть напряжение жизни, выраженное в движениях.

Средства выражения, которые художник выбирает для своих более традиционных работ, заимствованы из сценографии. Любительский опыт художника-постановщика, полученный в юношеские годы, сыграл роль и в становлении композиционных навыков. Литературность, привнесенная из театрального опыта, часто диктует выбор сюжетов. Театр для художника важен и как средоточие всех творческих интересов: некое идеальное пространство, в котором происходит подлинный синтез искусств — музыка сочетается с пластикой и движением, с изобразительным рядом, пространство и время может быть нелинейно, внезапно открывая для зрителя новые горизонты восприятия. Близость к сценографии раскрывается еще и в потребности автора как можно полнее описать свою вселенную, населять ее подробностями, усиливающими эффект присутствия, дабы заставить зрителя поверить в этот, на самом деле, воображаемый мир.

Быт в работах Елены Березиной приобретает символическое значение, мифологизируется и одушевляется. В картине «Каждый кувшин по-своему поет» керамический сосуд воспринимается как один из «свидетелей» древних культур, как основа быта, хранилище не только материального, но и метафизического — вместилище человеческой памяти. Его антропоморфное тело — горлышко, ручки, тулово, — вполне способно содержать в себе душу. А уж если сосуд имеет горло, то и голос может иметь — схожесть кувшинов и амфор с музыкальными инструментами очевидна («Каждый кувшин по-своему поет»). Такой же множественный символизм заключен в изображении раковины — она и структура галактики, и музыкальный инструмент, и символ сладострастия, и свидетельство древней жизни, и напоминание о смерти, конечности сущего, как в «Мимолетности бытия».

Natura Morta в произведениях Елены Березиной разнообразна — художника в равной степени интересуют не только сами предметы, но и фактуры природных материалов, таких как дерево или камень. Одушевление, мифологизация неодушевленного начала — одна из характерных черт обращения художника с натурой. Камни становятся главными героями в работе «Сквозь». Срезы полудрагоценных камней, самоцветов послужили вдохновляющим началом для картин «Taurus», «Доисторические времена», «Пространство и время», «Бег Времени».

Сама Елена Березина определяет жанр своих работ как «ассоциативную, символическую живопись». Символы и знаки, «содержания», образы, отсылающие нас к «невидимому миру», играют в творчестве Елены Березиной программную роль. Символы, выбранные художником для выражения своей философии, вызывают самые разные ассоциации, как общекультурные, так и индивидуальные, присущие каждому зрителю в отдельности. Некоторые из символов, к которым часто прибегает Елена, прямолинейны и иллюстративны, другие же, наоборот, иносказательны. Она работает так, словно пишет философский трактат о времени и пространстве, о человеческом лице, о географии вселенной, мира, собственного быта, экспериментируя  с техникой и средствами выражения.

http://berezina-art.ru

 

 

Комментарии
knilskii
3 марта 2012 22:22

Выставка довольно компактная - около 30 работ. Художник работает в диапазоне от импрессионистического пленерного пейзажа (Восход солнца на Альме) и воспоминаний о поездках (Каравн на привале, Мы любим Битлз)до экспериментов с техникой (Сквоз...) и философского осмысления сложных космических, физических математических образов (Taurus, Загадка Мандельброта и др.). Выставка очень яркая, необычная для выставочного комплекса. Работы художника действительно вызывают много интересных ассоциаций - выставка оправдывает свое название. Рекомендую посетить данную выставку тем, кто не лениться думать на досуге, при посещении выставочных залов.