Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

ТРАДИЦИИ РУССКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Главная » Новости » ТРАДИЦИИ РУССКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
16
декабря
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Выставка
С 16 декабря 2011 до 15 января 2012

К 90-летию Нижегородского художественного училища

Свободные художественные мастерские, с которых началась история Нижегородского художественного училища, были открыты 8 октября 1919 года (3-й этаж и флигель дома Рукавишниковых) и состояли из двух отделений: живописного и скульптурного. Временно мастерские возглавили М.С. Рукавишников и скульптор Ф.П. Макурин.

В конце 1919 года по поручению отдела профобразования Наркомпроса в Нижний Новгород прибыл В.Ф. Франкетти, который в скором времени и стал «уполномоченным» (директором) мастерских. В 1920 году он пригласил в Нижний Новгород А.В. Куприна и  К.А. Чепцова.

Осенью 1921 года художественные мастерские получили статус Нижегородского художественного техникума, который возглавил А.В. Куприн. В конце 30-х годов в Академии художеств состоялась выставка студенческих работ, по результатам которой училище было признано лучшим в стране. В 1956 г. учебное заведение перенесли в здание на улице Фигнер (ныне улица Варварская). В прошлом здесь располагалась мастерская известного художника-фотографа А.О. Карелина. Так начался новый этап существования нижегородской академической школы, и прошло уже достаточно времени, чтобы подвести некоторые итоги и оценить настоящее нижегородской художественной школы.

Преподавателями училища в разные годы были М. Лисенков, И. Мясников, В. Ольшевский, А. Самсонов, С. Шляхтин,  народные художники РФ А. Варламов и А. Сайкина, заслуженные художники РФ Д. Арсенин, В. Малиновский, К. Шихов, Т. Холуева, заслуженный работник культуры РФ В.Г. Щёлоков. Каждый внёс свой вклад в преподавание и воспитание учащихся, в восприятие натуры, помогая каждому «подопечному» найти свой путь в творчестве, а кому-то и в жизни. Так сформировались целые поколения художников, открывших Нижегородское художественное училище не только для всей страны, но и за рубежом.

В юбилейной экспозиции представлено около 130 произведений, в числе которых учебные рисунки, постановочные натюрморты и портреты. В большом количестве представлены дипломные работы 1960-2010 годов. Особенно интересны работы Л. Старковой «Праздник русской зимы» (1961 г.), В.Исаева «Дорожники» (1964 г.), Л. Саичева «После дождя» (1961 г.), в которых образы советских людей, рабочих, колхозников, созданы с необыкновенной легкостью.

С первого взгляда узнается мастерская рука Инессы Сафроновой («Сестричка», 1984 г., рук. Варламов А.Г.), Вячеслава Грачева («Натюрморт с красной драпировкой», 1980 г., преп. Шляхтин С,В.). Сегодня эти люди являются одними из ведущих нижегородских художников, имея огромный опыт и признание.

Большой вклад в развитие нижегородской реалистической школы внесли В.М. Крылатов, Ю.М. Буров, В.Ю. Грачев, А.И. Краев, Ю.Г. Артемьев, П.К. Рыбаков и другие замечательные художники и преподаватели. Многие вчерашние студенты сегодня успешно продолжают обучение в ведущих художественных вузах страны (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина;  Российская академия живописи, ваяния и зодчества; Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова; Московский государственный университет печати; ВГИК; Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица; Школа-студия (ВУЗ) МХАТ им. А.П.Чехова).

Бытовые сюжеты, пейзажи, военная тема близка ученикам В. Крылатова. Сюжетами русской истории и нижегородскими городскими пейзажами увлекает Ю. Буров. На современные бытовые и производственные сюжеты пишут дипломы под руководством А. Гладкова. Библейские темы и древняя Русь, классика русской литературы приобретают особое очарование и яркость в работах студентов Ю. Артемьева. Портреты и натюрморты, написанные под влиянием В. Грачева, изумляют совей насыщенностью и изобретательностью.

Говорить о каждом художнике и его преемниках можно бесконечно долго. Каждый мастер и ученик индивидуален и интересен по-своему. И в экспозиции мы видим лишь малую часть того, на что способна нижегородская академическая школа.