Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Аркадий Пластов. ПЛАЩАНИЦА ВСЕЛЕННОЙ

Главная » Новости » Аркадий Пластов. ПЛАЩАНИЦА ВСЕЛЕННОЙ
11
ноября
Аркадий Пластов. ПЛАЩАНИЦА ВСЕЛЕННОЙ
Аркадий Пластов. ПЛАЩАНИЦА ВСЕЛЕННОЙ

С 11 ноября 2011 до 11 декабря 2011

Выставка работ советского живописца Народного художника СССР Аркадия Александровича Пластова (1893-1972).

120 работ из собрания семьи художника.

«Плащаница Вселенной»

Воспитанный традиционной русской культурой,  А. Пластов  - потомок священников и иконописцев -  генетически нес в себе  представления  о  целесообразной  богоустроенности  мира,  гармонии   и красоте.  Его поражённость в отрочестве  живописью дедова иконостаса  поистине символически определила его судьбу -  он дал себе в храме клятву – быть живописцем и никем более.   Годы спустя,  с четвертого курса  духовной  семинарии   Пластов был благословлен настоятелем послужить  народу как художник.

У  Пластова были великолепные учителя  -  Д. Архангельский,  И. Машков,  Л. Пастернак, А. Степанов, С. Волнухин,  «третьяковские  небожители»,  - Серов, Васнецов, Ге, Репин, Суриков   к которым  всю жизнь свою  он «обращался»  за советом и помощью. Он учился у мастеров  Возрождения , у «этих великих праведников, неутомимых работников, не замутивших свое светоносное искусство ни одной каплей пошлости или нудной ненужности».  Он учился у импрессионистов,  Ван Гога  и  Матисса,   вобрав  смелость их цветоносных решений.

Но помимо  школы и традиции для него, как для каждого  значительного мастера было важно творческое созерцание  жизни,  умение постигнуть ее глубину сквозь  внешние, казалось бы, незначительные проявления, увидеть  в явленном  проявление неявленных истин.

«Выходя из школы  лишь  приблизительно мастером своего дела, - писал А. Пластов, -  молодой художник только на работе с натуры может расти до предела, положенного ему природой. Непрестанное  наблюдение, запись, накопление, тренируя наш глаз, ведут нас вернейшей тропой  к постижению внутренней сущности и строя вещей, и к умению найти в жизни   самое главное, самое организованное, типичное  и нужное, то зерно бытия, без которого нет настоящего искусства, а  лишь  бездушный, зеркальный натурализм».  

Основным жанром Аркадия Пластова была картина. Картина есть некое устойчивое представление о мире, содержательная правда, философское постижение бытия, которую художник должен высказать силами своего искусства. Содержание картины в классическом искусстве  зачастую было всем известно – это был миф, библейский  сюжет, конкретная правда исторического события.  «Новое в живописи, - считал  великий Н. Пуссен, -заключается не в невиданном доселе сюжете, а в хорошей  своеобразной композиции, в силе выражения:  таким способом обычную и старую тему можно сделать единственной в своем роде и новой».

Крушение устоев жизни в России ХХ века и глобальный мировой кризис религиозного сознания, когда  представления о добре и зле, как и о назначении искусства в корне меняются, привели традиционную картину, как жанр, к  состоянию упадка. Иными словами, искреннего содержания,  то есть того, что художник не притворяясь и не лукавя мог высказать стало хватать лишь на натюрморты, портреты и пейзажи.  В творчестве А. Пластова   картина  получает новое  бытие.

«Простые»  сюжеты пластовских полотен  обретают  свою  неповторимую сущность именно благодаря   выразительности   пластических решений  и  совершенству  письма. Познавая  структуру  формы   в бесконечных этюдах и рисунках ,  он достигал  безошибочного  умения . Его творчество наполняется  «вневременной»  фактурой живописи, что так ценно для нас  в картинах старых мастеров. Он идет от сиюминутного к вечному, делая собственно содержание  картины, как бы существующим изначально.  Конкретные,  жизненные сюжеты приобретают у него  поистине метафорический смысл :  «Праздник урожая»,  «Жатва», «Сенокос»,   «Весна»,  «Солнышко»,  «Смерть дерева» , «Лето». .. 

Герои Пластова – косцы и пахари, пастухи и трактористы, воины, крестьянские дети, безыскусные в своей подлинной прелести сельские женщины – сохранённый в искусстве архетип народа, многие века населявшего Россию, определявшего её историческую судьбу.

В своём искусстве Аркадий Пластов сделал традиционные образы русской жизни неотъемлемой частью мировой художественной культуры.

Он писал «плащаницу  Вселенной».

«Я сегодня , когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся  вокруг на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю  эту плащаницу вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять, в который раз все с большей  убежденностью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную, поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному..»

 

Татьяна Пластова

 

 

Пластов А.А. Слепые. Сер. 1950-х-1967 гг. Х.,м.

 

Пластов А.А. Нина. 1961 г. К.,м.

 

Пластов А.А. Толя и Шарик. 1950 г. Х.,м.

 

Пластов А.А. ТРОЙКА (ребятишки у речки). 1937-1946 гг., Х,.м.