Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

- А + А

Настройки изображений:

Цветовая схема:

Обычная версия сайта

Нижний Новгород,

пл. Минина и Пожарского, 2/2

Вт.-Вс. 11:00 - 19:00

Чт. 12:00 - 20:00

Пн. выходной

ngvk@mail.ru

+7 (831) 439-09-71

Обратная связь

23 октября 2018 - 16 декабря 2018

Распечатать

«Немецкая оккупация. Взгляд переживших»

26 октября 2018 года, к 75-летию легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор, в Нижегородском государственном выставочном комплексе откроется выставка «Немецкая оккупация. Взгляд переживших». Среди экспонатов – живопись и графика Меера Аксельрода и Абрама Моносзона, а также архивные документы, фотографии и личные вещи руководителя восстания в Собиборе Александра Печерского.

16+

От этих слов веет смертью: «Вешатели», «Расстрел», «Палачи», «Кровь за кровь», «Насильники». Это – названия картин Меера Аксельрода из цикла «Зверства немцев», созданного им в 1942-1943 годах, в эвакуации, где он работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Принято считать, что ему повезло. Действительно – художника, жившего в страшную эпоху, не затронули ни гонения на «формализм в живописи», ни сталинские репрессии, ни окончательное решение еврейского вопроса», ни участие в Великой Отечественной войне, в отличии от ветерана Абрама Моносзона. О чем думал М. Аксельрод в военную зиму, в Алма-Ате, откуда брал свои мрачные образы – с газетных листов, со слов радиоточки, из чьих-то рассказов?..

В такие моменты, возможно, совпадают нужды и желания живого человека и машины воюющего государства. И самая крайняя, «животная» агитация оказывается совпадающей с реальностью - потому, что реальность именно такова. Аксельрод очень боялся за свою семью - и этот страх остался с ним на долгие годы, может быть - на всю жизнь: лишь спустя два десятилетия он позволил ему выплеснуться наружу, -создал новые серии картин о немецкой оккупации и Холокосте, где в числе жертв - люди с обликом его близких.

Абрам Моносзон после возвращения с войны, узнает о смерти отца и матери в Могилеве, уничтожили и брата, они погибли в негашеной извести. Переживания и кошмары штетла «местечка» не могли не повлиять на художника. Серия «У врат Рая», позднее названа искусствоведами общим названием «Холокост», В ней изображения страданий еврейского и советского народов, воспоминание об «утраченном Рае», о предках, праздниках, свадьбах, танцах и быте евреев Могилева, не изменявшихся столетиями.

В страшных полотнах отражен не только весь ужас жизни на оккупированных нацистами территориях Советского Союза, но и массовое движение антифашистского сопротивления, героизм партизан и подпольщиков. Среди таких работ особое внимание привлекает единственный прижизненный портрет Александра Печерского, одного из организаторов восстания в лагере смерти Собибор.

Серия «Немецкая оккупация» содержит около 100 уникальных живописных и графических работ:цикл «Зверства немцев», серия иллюстраций к книгам о войне, выполненных М. Аксельродом в сороковые-пятидесятые годы XX века, а также картины из цикла «Гетто», которые сам художник считал вершиной его творчества. Абрам Моносзон представлен на выставке более 30 работами, а на темы Холокоста и трагедии связанной с оккупацией было написано более 100 работ.

Выставочный проект «Немецкая оккупация в живописи очевидцев» подготовлен к 75-летней годовщине подвига Александра Печерского - восстания в лагере смерти Собибор  реализуется при поддержке министерства Культуры РФ, музея Современной Истории России, Российского исторического общества, Российского Военно-исторического общества, Фонда Александра Печерского, Фонда «История Отечества», галереи Веллум.

Кураторы выставки Любовь Агафонова и Петр Баранов

Дата публикации: 19 октября 2018

Комментарии отсутствуют